От акватории плавания судна зависит многое: мощность двигателей, типы корпусов, материалы корпусов, дополнительные технические оснастки … Всегда суда строили под определенные нужды и определенную акваторию. К примеру морские суда имеют в основном больший запас прочности и глубокую посадку для лучшей остойчивости при волнении, тогда как речные суда имеют меньшую посадку для возможности проходить по мелководью и трудно доступным местам.
Обводы корпусов это ещё один из показателей определяющих класс судна, от обводов также зависит скорость судна, скорость выхода на глиссирование, устойчивость катера на поворотах и другие не менее важные гидродинамические показатели. В основном обводы подводной части корпуса бывают плоскодонные, круглоскулые, остроскулые, катамаранные, тримаранные и смешанные. Чем описывать каждый из видов корпусов, лучше их просто показать наглядно:
Типы движителя катеров также разнообразны. Гребные винты, самый распространённый, состоящий из ступицы и лопастей, соединен гребным валом с двигателем, который и вращает винт. При вращении винт каждой лопастью захватывает массу воды и отбрасывая её создает силу приводящую судно в движение. Водометный двигатель, представляет собой своеобразный водяной насос, который захватывая массы воды, выпускает их в нужное направление мощной струей, которая и приводит в движение катер. Парусные суда используют энергию ветра, преобразуя её в поступательное движение судна. Весельные лодки используют посредством рычага (весла) энергию человека, для движения судна.